Как правильно выполнить заливку пола в гараже бетоном?
Правильная организация гаражного хранения автомобиля, как показывает практика, это одна из составляющих долгой и безаварийной службы машины, а еще — решение многих проблем, связанных с обслуживанием и ремонтом, возможностью запуска в зимнее время и просто с вопросом сохранности.
Бесспорно, гаражное хранение авто дает все эти преимущества, тем более, если само здание гаража сделано по проекту и с учетом потребностей самого хозяина. Но вот такой момент, как ровный и прочный пол в помещении, почему-то многие владельцы откладывают на завершающий этап строительства. А вместе с тем, это один из самых главных элементов конструкции гаражной стоянки.
Содержание статьи
Подготовка основания
Для уже построенного здания гаража заливка пола требует проведения некоторого комплекса подготовительных работ:
- На начальном этапе поверхность очищается от строительного мусора и предварительно выравнивается.
- Далее оценивается расположение здания относительно прилегающей территории. В большинстве гаражные ворота проектируются на небольшой возвышенности по отношению к дороге, поскольку в противном случае есть большой риск получить в весенне-летний период внутри строения небольшой бассейн, а в зимний период — залитый льдом каток. Таким образом, уровень ворот и будет принят за уровень пола.
- Уровень пола рекомендуется сразу очертить по периметру стен, чтобы при работах было легче ориентироваться относительно укладки слоев основания.
- Внутри здания оценивается состояние грунта, его плотность и наличие близких к поверхности грунтовых вод. Такая оценка требуется для определения объема работ по укладке пола, расчету необходимых материалов.
Работы по подготовке площадки под основание проводятся в следующем порядке:
- Выравнивание площадки.
- Поднятие и вынос верхнего слоя грунта.
- Подготовка земляной поверхности под засыпку щебнем и создание подушки.
По окончании подготовительных работ должна получиться ровная твердая поверхность грунтового основания.
Определение толщины укладки
Несложный расчет показывает, что для среднего автомобиля весом до 2,5 тонн вполне достаточно:
- верхней бетонной плиты толщиной 15-17 см;
- слоя утеплителя (в случае, если гараж планируется использовать как автомастерскую или просто мастерскую с нахождением в ней зимой) 10-15 см;
- слой песка толщиной до 10 см;
- гравий или щебень 15-20 см.
Итого, в сумме 55-62 см. Сразу следует заметить, что этот «пирог» может иметь определенные отклонения, но в целом размеры слоев должны соблюдаться.
Довольно часто гаражные кооперативы вырастают на местах пустырей или отвалов, там, где весьма затруднено строительство жилых домов и где грунт очень нестабильный. В таком случае толщину каждого слоя рекомендуется увеличить минимум на 5 см, а бетонную стяжку делать с дополнительным армированием стальной сварной сеткой.
Если вас интересует, какой пол лучше сделать в гараже, прочтите этот материал.
Различные варианты напольного покрытия для гаража разобраны в этой статье.
Инструменты и материалы, выбор марки бетона
Идеальным вариантом заливки бетонного пола в гараже было бы использование уже готового бетона из миксера, но учитывая то, что это довольно часто весьма проблематично, придется готовить раствор самостоятельно. Для этого нужно подготовить следующий инструмент:
- бетономешалку;
- совковую лопату;
- мастерок;
- правило длиной минимум 2 метра;
- длинный строительный уровень или, что еще лучше, лазерный нивелир;
- болгарку с отрезными кругами;
- сварочный аппарат;
- молот и молоток;
- трамбовку;
- специальную одежду и средства защиты.
Кроме того, рекомендуется подготовить:
- щебень средней фракции;
- песок;
- доски толщиной 15 мм;
- арматуру 8 или 10 мм;
- сварную сетку средней ячейки.
Для заливки рекомендуется использовать бетон марки 100 или 150. Это наиболее оптимальный вариант, при правильно проведенных работах такой пол в состоянии выдержать без труда все нагрузки.
Подготовка подушки
Первым слоем на грунтовое основание укладывается слой щебня. Щебень средней фракции равномерно распределяется по всей поверхности, при этом после проверки уровнем горизонтальности с помощью трамбовки проводится его уплотнение.
Поверх уплотненного слоя щебня укладывается слой песка. Так же, как и щебень, он разравнивается и утрамбовывается. При уплотнении кроме трамбовки можно предусмотреть применение виброплиты или садового катка.
Демпферный зазор, гидро- и теплоизоляция
Верхний слой бетонного пола следует рассматривать как отдельную монолитную конструкцию, которая, как и все предметы, склонна изменять свои размеры в зависимости от окружающей температуры. С целью недопущения взаимных деформаций стен и основания рекомендуется устроить демпферный зазор по периметру пола. Проще говоря, это не что иное, как установка в качестве буферного слоя деревянных досок толщиной 15 мм по всему периметру.
Гидроизоляционный слой для предотвращения капиллярного поступления влаги из грунта под плиту и ее разрушения рекомендуется сделать с помощью стандартных средств гидроизоляции, применяемой в строительной технологии – рубероида или полиэтиленовой пленки. Наиболее оптимальным вариантом выступает пленка, этот материал позволит сделать покрытие однородным, без стыков, к тому же она обойдется намного дешевле, чем рубероид.
Укладка гидроизоляции проводится таким образом, чтобы пленка или рубероид равномерно легли по всей площади поверхности, а края заходили на стены гаража и были подняты над основанием на 5-7 см.
В качестве теплоизоляционного слоя можно использовать:
- плотный листовой пенопласт;
- керамзит.
С точки зрения эффективности керамзит выглядит более предпочтительным как в плане практичности работы, так и в плане безопасности, ведь пенопласт — это излюбленное место для обитания грызунов.
Керамзит аккуратно распределяется по площади всего гаража и слегка уплотняется катком.
Армирование
Установку металлической армирующей решетки рекомендуется делать в соответствии с размерами автомобиля. Так, в месте, где предполагается прохождение колес, рекомендуется установить продольные прутья решетки через 7-10 см, в остальных местах достаточно разместить арматуру таким образом, чтобы получились ячейки 15*15 или 20*20 см. Для более тяжелой техники можно усилить место стоянки дополнительным слоем арматуры.
Пояс армирования рекомендуется поднять над слоем утеплителя на 5-7 см, чтобы бетон свободно проник под арматуру и конструкция пояса оказалась в середине бетонного слоя. Дополнительно рекомендуется установить и зафиксировать сварную решетку, это усилит конструкцию пола.
Армирующий слой устанавливается с таким расчетом, чтобы от поверхности он был ниже на 5-7 см.
Установка маяков
Для получения ровной и гладкой поверхности потребуется установить маяки, которые послужат направляющими опорами для выравнивания поверхности заливаемого бетона.
Они устанавливаются независимо от армирующего пояса плиты. Для установки рекомендуется просто вбить в поверхность подушки металлические штыри из арматуры. Сверху на них с учетом выверки в горизонтальной плоскости и будут закреплены направляющие в виде маяков.
Расстояние между маяками выбирается таким образом, чтобы правило свободно лежало на них с запасом в 10 см с каждой стороны.
Такое условие необходимо для того, чтобы при выравнивании поверхности правило двигалось не только вдоль направляющих, но и небольшими движениями «вправо-влево» проводилось выравнивание верхнего слоя.
Непосредственная заливка
Порядок работ следующий:
- Заливка однородным бетоном проводится, начиная с наиболее уделенного угла от ворот.
- Готовую порцию раствора разравнивают по площади основания таким образом, чтобы он был на 1-2 см выше уровня маяков.
- После выгрузки бетона правилом, постепенно продвигаясь в направлении бетонирования, проводятся вибрационные движения, разравнивающие поверхность.
- Постепенно продвигаясь к воротам, проводится заливка и выравнивание всей площади пола.
Общий порядок работ вы можете наглядно увидеть на следующем видео:
Какой потребуется уход?
Залитую поверхность рекомендуется оставить для высыхания на 1-2 дня. Обычно через 3-е суток после заливки по бетону уже можно ходить, а через 7 дней он способен выдержать первую нагрузку, хотя свою проектную прочность при нормальной температуре наберет только на 28-е сутки.
В жаркое время года бетон очень боится пересыхания верхнего слоя, это может привести к растрескиванию поверхности или даже отслаиванию слоев. Для недопущения этого рекомендовано смачивать поверхность небольшим количеством воды, начиная со 2-х суток. Далее в процессе эксплуатации достаточно будет просто периодически проводить уборку и орошение основания водой.